5 способов посчитать фактический расход топлива на 100 км

Если спросить у любого автолюбителя о том, сколько топлива расходует его машина на 100 км, он почти всегда с уверенным видом назовёт какие-то цифры. Скорее всего, озвученные показатели будут взяты из «паспорта». Производители ведь для всех авто прописывают расход топлива. На крайний случай в Интернете можно найти интересующие данные по конкретной марке, модели, комплектации. Вопрос только в том – соответствует ли этот расход реальности?

5 способов посчитать фактический расход топлива на 100 км

На самом деле – нет. Фактический расход топлива всегда отличается от заявленного производителями, поскольку на него влияет целый набор факторов. Сюда относится и состояние двигателя, и качество топлива, и манера езды. Да и это ещё далеко не все. Однако реальный расход топлива можно высчитать. При этом, несколькими способами. Они отличаются по точности, затратности и сложности. Но зато дают фактический результат, на который уже можно как-то ориентироваться.

Зачем высчитывать реальный расход топлива

Сразу же отметим, что вычислением точного расхода топлива заморачиваются далеко не все автолюбители. Многим достаточно и того, что написано в руководстве по эксплуатации. Другим же очень важны именно фактические показатели. Зачем?

Вот для чего это может пригодиться:

  • чисто спортивный интерес;
  • по изменяющемуся расходу топлива можно сделать выводы о состоянии двигателя;
  • если транспорт используется для заработка – покупка топлива является основной статьёй расходов;
  • по реальным показателям вполне возможно «вычислить» АЗС, продающие некачественный бензин, дизель или газ.

Особенно важным фактический расход топлива на 100 км является для коммерческих автомобилей. Такси, курьерские услуги, эскорт, экспедиция товаров и так далее. В любой сфере, где основным инструментом является машина, точный учёт топлива – важнейшая задача, решение которой влияет на доходность предприятия. В конце концов, по точным показателям «литров на сотню» вы легко узнаете, во сколько денег обходится один километр пути, общую стоимость той или иной поездки и так далее.

Для частных автомобилей реальное потребление бензина, дизеля или газа тоже немаловажный фактор. Ведь заметное увеличение расхода – это один из самых точных индикаторов состояния двигателя или качества топлива. Те водители, которые регулярно отмечают для себя, сколько «ест» машина, заблаговременно могут определить, что пора бы поменять фильтры, свечи зажигания, либо же вообще затеять капитальный ремонт поршневого или газораспределительного механизма.

Общие принципы расчёта фактического расхода топлива

Основной принцип расчёта реального расхода топлива на 100 км очень простой. Для этого надо всего два показателя:

  1. Пробег.
  2. Объем топлива, сожжённого для преодоления этого пробега.

С вычислением пробега, как правило, проблем не возникает ни у кого. В любой машине есть так называемый одометр суточного пробега, который в любой момент можно обнулить. Некоторые ориентируются и на одометр общего километража, просто вычитая из текущих показателей зафиксированные ранее. Ведя учёт расстояний, помните только одну важную особенность – на показания навигационных приборов ориентироваться не стоит. Пробег измеряют они крайне неточно. Зачастую навигация отсчитывает километры даже тогда, когда машина стоит на месте. В пути погрешность возрастает ещё больше.

К слову, штатные автомобильные одометры тоже далеко не всегда показывают правильные цифры. Например, если на машине установлены неоригинальные колёсные диски (другого диаметра), то отображаемый пробег на больших расстояниях будет далёким от реальности. Более того, даже разное давление в шинах влияет на точность штатного одометра. Ещё надо помнить, что зимой, когда на дорогах гололёд, отсчитываемый пробег тоже искажается.

Если с пробегом, в целом, всё сравнительно просто, то с вычислением объёмов сожжённого топлива – есть трудности. Вычислить, сколько машина «съела» бензина, дизеля или газа, возможно несколькими способами. Одни из них довольно точные. Некоторые даже ювелирные. Другие же – крайне приблизительные. Несмотря на это, любой из описанных ниже способов даст более реальные результаты, чем брошюрка, в которой написан средний расход топлива по трассе и в смешанном режиме.

В заключение рассмотрим универсальную формулу, по которой вычисляется расход топлива. Выглядит она следующим образом:

Q = V / L × 100

Q – это расход топлива в литрах на 100 км. V – объём потраченного топлива в литрах. L – пробег.

Для наглядности рассмотрим пару конкретных примеров. Допустим, мы проехали 500 км, потратив на их преодоление 37 л бензина. Считаем: Q = 37 / 500 × 100 = 7,4 л на 100 км. Если мы сумеем отмерить объём топлива (для примера возьмём 8,5 л), потраченного на то, чтобы проехать 100 км, то: Q = 8,5 / 100 × 100 = 8,5 л на 100 км. То есть, потраченный бензин и будет фактическим расходом топлива.

Влияющие на точность расчёта факторы

Не считаться с факторами, которые в совокупности могут очень сильно влиять на фактический расход топлива, просто нельзя. К тому же, их очень много. Если всеми ими пренебречь, что полученные результаты никакой практической пользы не принесут. Это просто будут цифры, при этом, очень примерные.

Первый фактор, который надо учитывать, психологический. Задумав измерять реальный расход топлива, водитель сознательно начинает стараться максимально уменьшить показатели. Не так резко давит на газ. Старается почаще выходить на оптимальную крейсерскую скорость. Использует накат и так далее. В итоге зачастую получаются очень оптимистические цифры, которые о расходе при обычной эксплуатации конкретного автомобиля не относятся. Поэтому, решив измерить реальный расход быстрым способом, не предполагающим длительные пробеги, ездить нужно стараться так, как вы ездите обычно.

Остальные факторы, влияющие на расход топлива, и которые надо учитывать, соберём, пожалуй, в список:

  • пробег – чем он больше, тем полученные данные объективнее;
  • режим езды – город, трасса или смешанный;
  • состояние дорожного покрытия – чем больше ям, тем расход выше;
  • качество топлива – плохой бензин горит вяло и через раз, вырабатывая меньше энергии;
  • сезон – лето или зима (зимой расход всегда больше);
  • загруженность автомобиля – лишний вес едет с вами не бесплатно;
  • погода – направление ветра, осадки, и даже температура;
  • давление в шинах – чем выше, тем топлива уходит меньше;
  • манера вождения – агрессивная или спокойная;
  • скоростной режим – оптимальный или нет;
  • потребители электроэнергии – чем больше их включено, тем расход больший.

К примеру, если постоянно ездить с включёнными фарами ближнего света, то расход топлива увеличится примерно на 5%. Кондиционер, печка, инвертор, ксеноновые фары, обогреватели стёкол и прочие прожорливые потребители электроэнергии – могут увеличить расход топлива до 30%.

Что имеем в итоге? Всё просто. Если мы хотим объективно сравнить фактический расход топлива с показателями в прошлом, замеры необходимо проводить в аналогичных условиях. То есть, учитываем все вышеперечисленные факторы, и хотя бы примерно делаем на них поправку. Не обращать на всё это внимание можно лишь в том случае, если мы следим за расходом топлива постоянно. То есть, в среднем, приведённые факторы компенсируются временем и длительными пробегами.

5 способов посчитать расход топлива на 100 км

Как уже было обещано ранее, здесь будут рассмотрены аж целых 5 способов, как посчитать расход топлива на 100 км. Все они отличаются сложностью, затрачиваемым временем, а также, что немаловажно, влиянием на «удар по бюджету». Так, если вы не привыкли заправляться до полного бака, ездите «на лампочке» или «на резерве» три из пяти способов подойдут именно для вас. Но у них есть один общий недостаток. Расчёт занимает много времени, и больше подходит для регулярного контроля расхода топлива.

Если же вам хочется получить точные цифры в рамках одного дня, а бак почти пустой, то придётся потратиться на заправку «до полного», а потом ещё чуть-чуть. Для тех же, кто может себе позволить не мелочиться, и всегда льёт полный бак, эти способы подойдут как нельзя лучше. Они весьма точные и, самое главное, быстрые.

Однако, всё же, стоит отметить, что регулярное отслеживание расхода топлива имеет немаловажное преимущество. Поскольку оно ведётся на протяжении многих километров, точность получаемых данных – очень высокая. Кроме того, именно регулярные расчёты на длительную перспективу позволяют своевременно увидеть ухудшение состояния двигателя автомобиля, или же результат посещения недобросовестной АЗС.

Способ первый

Объективно этот способ можно назвать самым точным и лучшим из расчёта на длительную перспективу. Преимущества – не надо ничего измерять, заправлять полные баки, считать на калькуляторе и так далее. Всё, что нужно для реализации этого метода – это смартфон с установленным приложением для контроля расхода топлива. Таковых сегодня можно найти очень много. Все они работают по одним и тем же принципам, а потому выбираем чисто по внешнему виду и дополнительным функциям. Есть как платные приложения, так и бесплатные.

Расчёт очень простой. В таких приложениях имеется форма, в которую при каждой заправке вводятся следующие данные:

  • объем заправленного топлива;
  • цена за 1 литр;
  • текущий пробег по общему одометру.

Если от заправки до заправки вы будете заливать примерно один и тот же объём топлива, то уже через три-пять подходов приложение выдаст вам довольно точную и подробную статистику. В частности, посчитается фактический расход на 100 км, стоимость одного километра пути, общие расходы и многое другое.

Справедливости ради стоит отметить, что ведение учёта расхода топлива при помощи приложений для смартфонов будет тем точнее, чем дольше вы этим занимаетесь. Однако, опять же, если раз за разом заправлять один и тот же объем бензина, дизеля или газа – вполне приемлемый результат можно будет получить уже через пять заправок.

Недостатков у этого способа всего два. Первый – не у всех есть смартфон или предрасположенность возиться с какими-то приложениями. Второй недостаток – нельзя рассчитать фактический расход в рамках одного дня. С другой стороны, если удастся найти приложение, умеющее строить по введённым показателям графики, то вы наглядно сможете вовремя определить ухудшение технического состояния двигателя или некачественную АЗС.

Способ второй

Подходит для тех, у кого остаток топлива в баке автомобиля отображается на приборной панели при помощи шкалы со стрелкой. Для реализации этого способа понадобится также какой-нибудь инструмент для записей. Опять же, это может быть смартфон с заметками, либо же обычный бумажный блокнотик с ручкой.

Работает способ следующим образом. Заправляться стараемся тогда, когда стрелка на приборной панели доходит до одного и того же положения. Например, до красной зоны (или у кого как). Топливо при каждой очередной заправке стараемся заливать равными объёмами. За этим можно и не гнаться, но в таком случае расчёт затянется по времени. Заправляясь же всегда одинаково, приемлемой точности подсчётов можно будет достичь уже через 3-5 заправок.

Принцип вычисления фактического расхода топлива крайне простой. Дошла стрелка до какого-то выбранного положения – заправились. В блокнотик или в смартфон записали объём залитого топлива и текущий километраж на одометре. Пробег также можно отмечать и по суточному одометру, но в таком случае для других целей на время измерений о нём придётся забыть.

Всё. Как только в вашем блокноте соберётся несколько записей, вы сможете воспользоваться формулой, которая приведена выше. У вас будет и пробег, и потраченные литры. Подставляем цифры в формулу, получаем результат и радуемся. Подчеркнём – чем больше записей, тем выше точность расчётов.

Способ третий

Подходит для тех автолюбителей, в машинах которых есть контрольная лампа, сигнализирующая о критическом остатке топлива. Для многих этот метод окажется наиболее приемлемым потому, что при наличии такой лапочки – они и так заезжают на заправку по её сигналу. Чтобы воспользоваться этим для расчёта фактического расхода топлива, действовать нужно аналогично вышеописанному.

То есть, алгоритм такой. Загорелась контрольная лампа – поехали на АЗС. Заправили определенный объём топлива. Записали в блокнотик или в заметки смартфона литраж, а также текущий пробег. Опять же, можно пользоваться одометром суточного пробега. Через 3-5 таких заправок в наличии будут все необходимые данные для достаточно точного расхода топлива. Вставляем имеющиеся цифры в представленную ранее формулу, получаем результат и радуемся. Ну или огорчаемся. Тут уж у кого как.

Преимущества этого способа очевидны. Во-первых, не надо вручную измерять объёмы топлива. Во-вторых, тратиться на нецелесообразные заправки полных баков тоже нет нужды. Кроме того, этот способ подходит для регулярного слежения за расходом топлива, а значит, позволяет своевременно определять проблемы с двигателем или АЗС.

Способ четвёртый

Далее идут способы, которые не для всех окажутся приемлемыми, так как их реализация требует заправки полного бака. С другой стороны, эти методы считаются более точными и, что немаловажно для многих, очень быстрыми. Буквально за час-два можно уже узнать, какой реальный расход топлива у вашего автомобиля. А ещё конкретно этот способ хорош тем, что он позволяет посчитать фактический расход газа, если на машине установлено ГБО.

Алгоритм расчёта по этой методике будет следующим:

  1. В любое удобное время едем на АЗС.
  2. Заправляем полный бак топлива.
  3. В смешанном режиме преодолеваем 100-300 км.
  4. Возвращаемся на ту же АЗС (можно и на другую, но точность от этого пострадает).
  5. Опять заливаем полный бак.
  6. Отмечаем, сколько литров топлива вошло в бак.
  7. Имея на руках километраж и литраж – пользуемся всё той же формулой.

Пользуясь этим способом, помним следующие несколько моментов. Во-первых, чем больше километров вы проедите, тем точнее будут результаты. Во-вторых, проехав это расстояние в смешанном режиме, вы узнаете расход именно для смешанного режима. Аналогично, если стоит задача посчитать расход по городу или на трассе – едем в соответствующем режиме. В-третьих, если второй раз вы поедете заправляться на другую АЗС, точность результатов может пострадать. На это повлияет и разное качество топлива, и даже тот фактор, что на какой-то из заправок вам банально недольют бензина или солярки.

Способ пятый

Начнём с того, что абсолютно у всех четырёх способов, описанных выше, есть один общий недостаток. Он заключается в том, что мы всегда ориентируемся на литраж топлива, который будет пробит по чеку, или же отображён на заправочной колонке. То есть, если вдруг на АЗС недоливают, то этот фактор присоединится к погрешностям, и введёт нас в заблуждение. В некоторых случаях погрешность настолько огромная, что автолюбители просто за голову хватаются от того, какой дичайший расход у машины.

Рассмотренный же в этом разделе способ исключает этот недостаток полностью. Но для его реализации потребуется какая-нибудь мерная ёмкость. Чем точнее она будет, тем лучшие результаты получатся в итоге. Как правило, для подобных целей используется канистра с прозрачными стенками и примитивной градацией объёма содержимого. Такой подход – никуда не годится однозначно. Его точность не выше, чем при слепом доверии АЗС.

Поэтому, едем в ближайший магазин хозяйственных товаров или кухонной утвари, и покупаем мерную ёмкость с понятной градацией. Также на заправку берём с собой любую канистру для топлива. Вернее, не то, чтобы любую. Её вместительность должна немного превышать ожидаемый расход топлив на 100 км пути для вашего автомобиля.

Алгоритм расчёта фактического расхода будет выглядеть следующим образом:

  1. В любое удобное время посещаем АЗС.
  2. Не забываем обнулить одометр суточного пробега или записать показания общего прибора.
  3. Заправляем полный бак топлива.
  4. Заправляем канистру.
  5. Преодолеваем в желаемом режиме 100 км пути.
  6. Берём мерную ёмкость, и аккуратно заполняем топливный бак из канистры.
  7. Сколько литров войдёт – таким и будет расход на 100 км.

Самое сложное в этом способе, пожалуй, выдержать некий усреднённый режим езды. То есть, сымитировать смешанный (или любой другой интересующий) режим, угадать с погодными условиями, не экономить топливо намеренно и так далее. Если есть возможность взять с собой в дорогу двойной объём топлива, то есть, чтобы хватило восполнить бак после 200-километрового пробега – точность возрастёт однозначно.

Также следует сказать, что вовсе необязательно отмерять ровно 100 или 200 километров. Тем более, что это может оказаться и невозможным – например, вы окажитесь в месте, где остановка или стоянка запрещена, либо выполнять манипуляции с канистрой и мерной ёмкостью будет неудобно. Расчёт легко сделать с любым пробегом, подставив его, а также долитое топливо, в нашу универсальную формулу.

Краткие итоги

В завершение остаётся только сказать, что посчитать фактический расход топлива на 100 км – очень просто. В зависимости от выбранного способа будет изменяться точность, объективность, временные и денежные затраты. Но их аж целых пять, и каждый имеет свои преимущества. С автомобилями, на которых установлено газобаллонное оборудование, сложнее всего. По факту, расход газа на 100 км можно вычислить только по одному способу, который требует два раза «задувать» полный баллон газа.

Наверх