Промывка двигателя при замене масла или как не угробить мотор

Если спросить у сотни автолюбителей о том, нужна ли промывка двигателя при замене масла, примерно половина из них ответит отрицательно. Аргументы можно будет услышать самые разные – от бесполезности процедуры до опасности разрушения сальников содержащейся в промывочных средствах щелочи. Однако вторая половина автолюбителей ответит, что в промывке двигателя при замене масла нет ничего плохого. А 10% из них еще и добавит, что главное в этом деле – придерживаться некоторых принципов и правил.

Промывка двигателя при замене масла или как не угробить мотор

Цель этой статьи – не отвечать на вопрос: нужна ли промывка двигателя при замене масла. Ответы на него уже есть. Хоть и неоднозначные. Задача заключается в том, чтобы рассказать о цели и сути промывки мотора, а также способах и средствах, применяемых для этой цели. Особенно подробно стоит рассмотреть случаи, когда эта процедура имеет смысл, или же лишена такового. И главное – если вы решили, все же, промывать двигатель при замене масла, вам не помешает знать о том, чем эта процедура может быть опасна.

Цель и суть промывки двигателя при замене масла

Целью промывки является очистка деталей двигателя и системы смазки от затвердевших отложений, образующихся в результате сгорания и разложения моторного масла. Во-первых, вся эта грязь со временем забивает тонкие каналы, блокируя протекание смазки. Во-вторых, из-за отложений значительно ухудшается отвод тепла от трущихся деталей. В-третьих, когда состояние двигателя доведено до самого запущенного, наступает так называемое масляное голодание, приводящее к ускоренному износу мотора. Напоследок это все грозит заклиниванием с полным разрушением отдельных деталей и целых узлов.

Суть же промывки заключается в том, чтобы растворить эти самые отложения, и вывести их вместе с промывающей жидкостью из системы смазки. Однако справиться с разжижением масляного нагара может справиться далеко не всякое вещество. Наиболее щадящим из таковых считается щелочь. Именно она входит в состав промывающих масел, использующихся для этой процедуры.

Однако щелочь, наряду со способностью растворять отложения в системе смазки двигателя, обладает также некоторыми неприятными свойствами. Самое плохое из них – это агрессивное воздействие на уплотняющие сальники и прокладки. При взаимодействии со щелочью они сначала дубеют, а затем выкрашиваются под нагрузкой. Как результат – «сопливость» двигателя, при которой залитое масло подтекает наружу двигателя и так далее.

Забегая немного наперед отметим, что возможное разрушение резинотехнических изделий – это далеко не единственная возможная неприятность, с которой можно столкнуться после промывки мотора. Об остальных проблемах сказано чуть ниже.

Способы промывки двигателя при замене масла

Если рассматривать исключительно магазинные средства для промывки двигателя, то они бывают трех видов. Первый тип составов – на сегодняшний день уже считается устаревшим. Тем не менее такую промывку, все еще, можно купить, а потому ее тоже надо упоминать. Составы этого типа автолюбители называют «долгоиграющими». Представляют собой они масло с небольшой концентрацией щелочи, которое необходимо залить в систему смазки, слив предварительно отработку. Затем необходимо в очень щадящем режиме поэксплуатировать автомобиль два дня, слить промывку вместе с растворенной в ней грязью, и только потом заливать свежее моторное масло.

Этот тип промывочных жидкостей считается сегодня неактуальным из-за того, что процедура с их применением занимает, как минимум, два дня. Более того, эти средства выполняют смазочные и охлаждающие функции крайне плохо. А потому машину нужно эксплуатировать эти самые два дня в очень бережном режиме – не газовать, не перегревать, прогревать перед поездкой и так далее. Сегодня не у всех есть время и желание заниматься подобными «танцами с бубном», потому популярностью сейчас пользуются промывки второго и третьего типа.

Второй тип промывок представляет собой дешевое моторное масло со все той же щелочью, а также (если состав фирменный и качественный) некоторыми присадками. Последние нужны для защиты элементов системы смазки от воздействия активного вещества. То есть, производители нас заверяют, что промывочное масло не повредит сальники, прокладки, колпачки и так далее.

Процедура промывки занимает всего 5­—15 минут, и проводится следующим образом. Отработка с двигателя сливается, а вместо нее заправляется купленный состав. После этого двигатель запускается и работает 5—15 минут на холостых оборотах. Далее, промывка с грязью сливается, а в систему смазки заливается свежее масло. Преимущество жидкостей этого типа очевидны.

Помимо полноценного масла с агрессивными добавками, сегодня можно купить так называемые концентрированные промывки. Такие жидкости по консистенции (да и по внешнему виду) очень похожи на обычное моторное масло. Вот только концентрация агрессивного действующего вещества в них гораздо большая, чем в промывках предыдущего типа.

Чтобы промыть мотор с помощью такого средства, необходимо залить ее прямо в отработанное масло, после чего дать двигателю поработать все те же 5—15 минут. Время зависит от марки промывки и, как правило, довольно точно указывается на упаковке или в прилагаемой инструкции. Далее, отработка вместе с залитой промывкой и растворенной грязью сливается, а в мотор заливается свежее чистое масло.

В завершение этого раздела, наверное, стоит сказать буквально пару слов о народных средствах, которые применяются автолюбителями для промывки двигателя при замене масла. В лидерах здесь дизельное топливо, то есть, самая обычная солярка. Она заливается в систему смазки после слива отработки. Затем все стандартно – запуск двигателя, прогрев и работа в течение 15 минут. Далее, дизель сливается, после чего в мотор заправляется свежее масло.

Солярка в качестве промывки пользуется популярностью по двум простым причинам. Во-первых, она сравнительно недорогая. Во-вторых, в ней нет ничего такого, что могло бы навредить сальникам и прокладкам. Кроме того, дизельное топливо обладает неплохими смазочными свойствами. Газовать и гонять на машине с такой смазкой, конечно же, нельзя. Тем не менее, за короткое время работы на холостых оборотах детали мотора не перегреваются и кое-как смазываются.

Есть у солярки в качестве промывочной жидкости и один недостаток. Она абсолютно неэффективна в сильно запущенных случаях. Да, она может смыть с деталей легкий «солидол», а также прочистит каналы системы. С твердыми же отложениями она не справляется. Кроме того, если после промывки слить солярку не полностью, ее остатки изменять консистенцию и состав свежего масла, после чего последствия предсказать довольно сложно.

А вообще – чего только не льют наши автолюбители в моторы с целью их промывки при замене масла. Это и сольвент, и другие растворители, и чистую щелочь, и даже кипяток. О безопасности и эффективности этих средств говорить нечего. Делать так не стоит, если ваша машина вам хоть немного дорога. Точка.

7 причин для промывки двигателя при замене масла

Если вы до этого не относились к промывке двигателя серьезно, а теперь решили перейти на сторону любителей данного процесса, не спешите лить в систему смазки что-либо кроме масла. Для начала ознакомьтесь с ситуациями, когда эта процедура может быть оправданной. Здесь приведено аж целых 7 таких случаев, и каждый рассмотрен по-отдельности.

Покупка бывшего в употреблении автомобиля

Это один из самых распространенных случаев, когда прибегают к промывке двигателя. Ведь все знают, что на вторичном рынке подавляющее большинство автомобилей находятся в, мягко говоря, неухоженном состоянии. Прежние хозяева, понимая о том, что машина будет продана, банально перестают за ней ухаживать и тратить лишние деньги на ее содержание. Сюда входит и своевременная замена масла. Машину можно купить такую, в которой старое масло будет неизвестного качества, это раз. А два – его могли не менять несколько лет или десятков тысяч километром.

Естественно, в свете этих знаний у многих автолюбителей, купивших бывшую в употреблении машину, помимо замены масла, возникает желание промыть двигатель. Желание это является вполне оправданным. Единственное «но» заключается в том, что к промывке надо отнестись с особой осторожностью. Почему – рассказано немного ниже.

Посторонние примеси в слитой отработке

С автомобилями всякое бывает. Даже если вы тщательно следите за своей техникой, не следует исключать шансы однажды увидеть в отработке странного цвета и состава примеси. Это может быть все что угодно – и тосол, и ранее использовавшиеся присадки, и даже остатки промывочных жидкостей. Встречаются до сегодняшнего дня и моторные масла, которые даже при своевременной замене превращаются в странную жижу с инородными вкраплениями и окрасками.

Поэтому – если при очередной замене масла в отработке были замечены любые странности, промывка будет вполне оправданной. Хотя сначала в такой ситуации очень желательно попробовать выяснить у специалиста – что вызвало такие вкрапления или окраску отработавшего моторного масла. Возможно, проблема не в жидкостях, а в самом моторе.

Под крышкой ГБЦ обнаружены значительные отложения

Чтобы обнаружить отложения на деталях газораспределительного механизма, иногда и разбирать ничего не нужно. Грязь и маслянистый нагар в запущенных случаях видно даже через маслозаливную горловину. Если такое было замечено, то не лишним будет снять крышку ГБЦ с целью посмотреть, что там происходит. Если на деталях и поверхностях головки имеется нагар, «солидол», сажа и прочая грязь – промывка в таких случаях тоже считается оправданной.

Профилактика

На тематических форумах часто можно встретить высказывания автолюбителей, которые не брезгуют промывкой двигателя при каждой замене масла. Они называют это профилактикой. Следует сказать, что объективно трудно оценить оправданность такого подхода к текущей замене масла. Большинство, наверняка, не согласится с адекватностью такой частоты промывки. Возможно, они и правы. Тем не менее, так делают многие, заверяя, что моторы у них чистые-чистые, и ходят без капремонта сотни тысяч километров. Верить им или нет – никто вам не скажет точно и однозначно.

После замены масла на щупе оно грязное

Такая ситуация говорит о том, что свежее масло было залито в грязный мотор. Но не всегда. Чаще бывает так, что отработка сливается с двигателя не полностью. То есть, некий ее объем остается в поддоне вместе с осадком. Естественно, что свежее масло быстро смешается с этой грязью, и уже на второй день эксплуатации машины на щупе можно увидеть черноту.

Если ваша ситуация такая, как описано – промывка двигателя тоже вполне оправдана. К сожалению, при этом, придется слить только что купленное масло, так как повторно использовать его нет абсолютно никакого смысла. Чтобы избежать такого неприятного исхода, отработку нужно сливать правильно. Как это делается, в общих чертах описано немного дальше.

Масло не менялось больше года

Всякое бывает в жизни отечественного автомобилиста – нет денег, времени, желания. О замене масла многие забывают. А некоторые даже не знают, что это такая же обязательная процедура, как и заправка топливного бака. В общем, причина не имеет значения. Нам важен исход. А он довольно печальный.

Если масло отработало в моторе больше года, то оно обязательно утратило свои свойства, разложилось, частично перегорело и так далее. Грязи в виде отложений, сажи и «солидола» тоже, как правило, не избежать в таких случаях. Особенно, если в моторе залито не самое качественное масло. Да и качественное, все равно, не «ходит» больше года. Потому – промывка вполне оправдана.

Масло не менялось после рекомендуемого пробега

Почти все автолюбители с маломальским опытом знают, что моторное масло нужно менять каждые 10000 километров пробега. Некоторые делают это даже чаще, сокращая указанную цифру в полтора-два раза. К сожалению, есть и такие, которые «заставляют» моторное масло работать и 15, и даже 20 тысяч километров. А если к этому добавить, что не все тратятся на хорошую фирменную смазку высокого качества, то без промывки двигателя поддержать его в чистоте наверняка не получится.

Когда промывать двигатель при замене масла не стоит

Что бы не говорили заядлые любители часто промывать двигатель при замене масла, необходимости в этом при правильной эксплуатации автомобиля нет абсолютно никакой. Тем более, что при неправильных действиях легко можно сделать еще хуже, чем было до этого. Но об опасностях поговорим позже. А пока что кратко рассмотрим ситуации, при которых промывать двигатель – лишнее, неоправданное, да еще и затратное мероприятие.

Вот они, эти ситуации:

  1. Моторное масло меняется не реже, чем через каждые 10000 километров пробега.
  2. Если за год машина не проезжает указанный километраж, но масло меняется по истечении этого времени.
  3. Сливаемая отработка не имеет никаких странных и непонятных примесей.
  4. Вы используете качественное и не самое дешевое моторное масло.
  5. На деталях ГБЦ не видно никаких следов грязи, нагара, сажи или «солидола».
  6. Мотор в процессе эксплуатации не страдал от масляного голодания, то есть, вы следили за уровнем на щупе, и не допускали его падения ниже метки.
  7. Двигатель не перегревался до критических значений.
  8. Машина по большей части не эксплуатируется на пыльной местности.
  9. Свиваемое для замены масло еще не утратило свою консистенцию, то есть, не напоминает по вязкости воду.
  10. Машина у вас не первый год, и вы точно знаете, когда и какое моторное масло заливалось в ее двигатель.

Напоследок, наверное, стоит упомянуть о мнении, что промывка нужна тогда, когда очередное масло отличается по типу и марке от имеющегося. На самом деле это не является существенным поводом прибегать к промыванию мотора, что и было доказано путем простого эксперимента, проведенного энтузиастами.

Они залили в двигатель смесь из нескольких абсолютно разных моторных масел в двигатель довольно требовательной и капризной иномарки, и проехали на ней 5000 километров. По результату не было обнаружено никаких дефектов и проблем – масло не превратилось в пену, не утратило смазывающих свойств и так далее. Следует ли говорить, что пропорции разных масел в этом эксперименте были очень значительными. А вот остатки смазки при правильном сливе, которые могут смешаться с новым маслом при обычной замене – ничтожны по объему, и как-то существенно повлиять на состав свежей смазки просто не могут.

Вывод – при замене моторного масла на смазку другой марки, иного типа и так далее – промывка не является оправданной.

Чем может быть опасна промывка и как ее выполнить правильно

Всего можно выделить три серьезных опасности, с которыми уже сталкивались многие автолюбители, прибегающие к промывке двигателя при замене масла:

  1. Агрессивное воздействие активного вещества промывки на сальники и прокладки во время процедуры.
  2. То же самое, но уже после заливки свежего моторного масла.
  3. Закупорка сеточки-фильтра маслозаборника.

О первой из этих опасностей уже было сказано немного выше. Та самая щелочь, содержащаяся в промывочных жидкостях, даже за короткое время проведения процедуры агрессивно воздействует не только на загрязнения, но и на резинотехнические изделия – сальники, прокладки и прочее. Соответственно, если выполнять эту процедуру слишком часто, и без особой надобности, очень скоро такая забота о чистоте мотора может закончиться его дорогостоящим ремонтом.

Вторая опасность кроется в остатках применяемой промывочной жидкости, которая после процедуры в небольшом объеме остается в системе смазки. После заливки свежего масла эти остатки смешиваются с ним, и продолжают свое агрессивное воздействие на уязвимые к щелочи детали мотора. Да, это воздействие незначительное, так как концентрация действующего вещества очень маленькая. Но и полностью оно тоже не исключается. А если учесть, что жидкости для промывки бывают разного качества и неизвестного состава – проблема может возникнуть гораздо раньше, чем наступит очередная замена масла по регламенту.

Третья опасность из представленного выше списка – самая страшная. Случается она следующим образом. Если в грязный мотор заливается присадка для его промывания, то большая часть разжиженной массы, конечно, задерживается в масляном фильтре. Однако не стоит забывать, что больше всего «солидола» и твердого налета в двигателе автомобиля скапливается в поддоне, так как это самая нижняя точка.

Когда пользователь заливает в двигатель промывку, она растворяет не только то, что отложилось на стенках ГРМ и цилиндрах. Активное вещество разжижает также твердый налет, имеющийся в поддоне. Если после промывки жидкость была слита с мотора обычным путем – через сливную пробку, то большая часть разжиженной грязи никуда не девается. Она в виде желеобразной субстанции остается в поддоне.

Потом, когда автолюбитель заливает свежее масло, все это желе поднимается со дна поддона, и смешивается с новой смазкой. В процессе работы двигателя смазка из поддона поступает в систему через маслозаборник. А на нем всегда имеется сеточка, которая выступает в роли грубого фильтра для улавливания частичек металла, образующихся в результате естественного износа деталей двигателя. Так вот, эта самая сеточка очень быстро закупоривается получившимся в результате промывки желеобразным веществом. Как следствие – магистраль блокируется и наступает масляное голодание.

Заканчивается это все тем, что двигатель некоторое время работает с недостаточной смазкой, а позже – вообще почти без нее. Результат такой эксплуатации довольно печальный. Сначала происходит дичайший износ трущихся деталей, а потом происходит их полное разрушение. Мотор встает колом из-за заклинивания. Подчеркнем, что вышеописанная картина не является выдуманной или предполагаемой страшилкой. Это неоднократно было доказано на практике, и после снятия поддона реально обнаруживалось, что сеточка маслозаборника была наглухо закупорена результатом работы промывочной жидкости.

Справедливости ради стоит сказать, что такой ужас наблюдается только в тех случаях, когда промывка выполняется на сильно запущенном двигателе (когда есть чему забивать сеточку). В целом, если за машиной следят, масло меняют своевременно, не допуская скопления толстенного слоя сажи и грязи внутри системы смазки, то ничего такого не случается. Более того, по заверению многих автолюбителей, если масло меняется своевременно или даже раньше предписанных сроков, то и без всяких промывок мотор остается идеально чистым, служит долго и безотказно.

Исходя из всего вышесказанного, получается, что промывку двигателя надо выполнять таким образом, чтобы после процедуры в поддоне не могло остаться никакой гадости, способной заблокировать масляную магистраль. Сделать это можно двумя способами.

Первый, более трудоемкий, но на 100% эффективный. Заключается он в том, что после применения промывочной жидкости снимается поддон, и чистится уже вручную. Понятное дело, что это долго, тяжело, а при обращении к специалистам еще и дорого. Поэтому так почти никто не делает.

Второй способ, менее трудоемкий, но 100-процентной эффективностью не обладает, если двигатель заведомо «грязный». Заключается он в том, что отработанное и промывочное масло не сливается традиционным путем, то есть через пробку. Оно откачивается принудительно при помощи специального насоса. Такие сейчас продаются, наверное, в любом автомобильном магазине. Купить можно, на крайний случай, в Интернете. В конце концов – в Сети есть немало инструкций, как изготовить такой насос из копеечных деталей своими руками.

Краткие итоги

Что имеем по итогу? Нужна ли промывка двигателя при замене масла? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если за машиной следят, своевременно меняют масло, не льют дешевые подделки и не перегружают двигатель – необходимости в этой процедуре нет абсолютно никакой. Если же по описанным выше признакам двигатель «грязный», то промывку вполне можно считать оправданной. Но выполнять ее следует с учетом возможных опасностей, о которых сказано в данном материале.

Наверх